Железнодорожный — город областного подчинения в Московской области России, единственный населённый пункт и административный центр городского округа Железнодорожный.
Железнодорожная станция на линии Москва — Нижний Новгород в 10 км к востоку от Москвы (расстояние от МКАД до железнодорожной станции Железнодорожная, которая считается центром города).
Площадь территории города составляет 2 555,1 гектаров. Население — 141 648 чел. (2013). В городе ведётся активное жилищное строительство. Город протянулся с запада на восток на 7 км, а если учитывать вошедший в его состав отдалённый микрорайон Купавна — на 13 км.
Город состоит из микрорайонов: Керамика, Купавна, Кучино, Ольгино, Павлино, Саввино, Центральный, Центр-2.
Название Железнодорожный дано рабочему посёлку (предшественнику нынешнего города) в 1939 году — по расположению рядом с Московско-Нижегородской железной дорогой. Ранее посёлок (как и деревня, рядом с которой он возник) носил название Обираловка.
Существует две версии происхождения названия Обираловка. Популярная — в связи с систематическими грабежами, которым подвергались проезжавшие купцы. Разбойники (которыми чаще всего оказывались крестьяне окрестных деревень), прячась в придорожных оврагах или лесах, останавливали путников, обирали их, выпрягали лошадей и благополучно скрывались с добычей. Самое подходящее место для грабежей было на Владимирской (Владимирка) и Носовихинской (Носовиха) дорогах. Глухой, дремучий лес с дикими зверями, птицами и тучами комаров над топкими болотами служил им надёжным убежищем. Владимирская дорога шла опушкою леса, и, хотя до Москвы оставалось не более 20 верст, немногим удавалось благополучно миновать глухие места. Еще опаснее было на извилистой Носовихинской дороге, которая пролегала в лесной гуще. Проезжие, ограбленные разбойниками, рассказывая о своих переживаниях, называли окрестности глухого леса Обираловкой.
Впрочем, историки склоняются к другой версии. Обираловка некоторое время была конечной станцией железной дороги. Раньше билеты были похожи на жетоны, которые выдавали на начальной станции и забирали (обирали) в пункте выхода пассажиров. Поскольку Обираловка была конечной станцией, то здесь обирали всех пассажиров — забирали билеты и взимали плату за проезд.
Изначальное название деревни, рядом с которой возникла станция Обираловка, была Сергиевка, вероятно в честь построенного храма преподобного святого Сергия Радонежского. Храм был разрушен большевиками в 1930-е годы (располагался рядом с нынешним магазином «Океан»), не восстановлен.
Современные просторечные наименования города — Железка или Желдор.